На этот раз история не о спортсменах. А о людях, которые строго оценивают, насколько они достойны звания чемпионов.

Наталья Цхай, судья международного класса по пауэрлифтингу среди здоровых и людей с инвалидностью, часто ездит на соревнования как волонтер. И в Год волонтера, мы хотим рассказать о человеке, который своим строгим, но честным судейством, меняет мир не только спортсменов и всего окружения.

О СЕБЕ

Я – многократная чемпионка Республики, двукратная чемпионка Азии. Занимаюсь спортом с детства. Попала я в пауэрлифтинг в 14 лет случайно, когда выросла из легкой атлетики, в то время этот вид спорта был не сильно популярен и только начали зарождаться фитнес клубы. У меня была очень хорошая спортивная база, поэтому вскоре уже начала добиваться хороших результатов. В 16 лет выполнила мастера спорта, тогда еще был «мастер спорта СССР». Но присвоить его не успели, потому что на следующий год мы стали СНГ. Возможно наша система не считалась, некуда было подавать документы на присвоение.

Наверное, благодаря своим данным мне легко давались такие упражнение, как приседание со штангой и становая тяга, то есть «поднятие тяжестей», не смотря на то, что все вокруг говорили, что это не для девушки. Но у меня это получалось, и я это делала. Вскоре, когда вышла замуж, то бросила пауэрлифтинг, чтобы посвящать все время семье. Когда мои дети выросли, у меня появилось свободное время, я, можно сказать, спустя 20 лет вернулась в спорт. По первому образованию, я – учитель английского языка. Около 7 лет я работала переводчиком, потом в отделе маркетинга. Сидячий образ жизни потянул на упражнения. Вначале просто занималась в различных группах аэробики, и даже мысли не было подходить к штанге. Но когда занимаешься, наверное, мышечная память дает о себе знать, хочется нагрузки, и я пошла в фитнес клуб, сначала побегала, мне стало скучно, и вспомнила старенькое. Это увидел тренер и сказал, что сейчас можно одним жимом заниматься. И так я вернулась в 2012 году: поехала на соревнования по жиму в Актобе. В моей категории была женщина старше меня на 9 лет. Мне тогда было 35, а ей 44. Но она жала в два раза больше. Тогда я подумала, что мне есть куда расти.

Потихоньку вернулась и пришлось заново подтверждать звания.

Сейчас я мастер спорта международного класса. До сих пор занимаюсь пауэрлифтингом и судья международной категории.

ПРО СУДЕЙСТВО

Про судейство узнала случайно. В спортивном клубе познакомилась с Ольгой Прокопишиной и Олесей Барашкиной. Здесь занимаются и здоровые и люди с ограниченными возможностями, такими как ДЦП. Когда я узнала, что девчонки не только спортом занимаются, но и работают, как все, восхищения ими у меня не было предела. У меня есть двоюродная сестра с ДЦП, которая сейчас живет в Израиле, но сколько я помню ее в детстве, я никогда не представляла ее в спорте. А здесь, когда увидела девчонок, это произвело на меня очень сильное впечатление.

Сейчас с моей сестрой все прекрасно: у нее семья, двое детей. Я все детство провела с ней, и это словно был знак свыше, что нужно посвящать время таким особенным людям. Оля затянула меня на судейство. Мне это стало интересно. Я стала ездить на чемпионаты по Пара пауэрлифтингу и учиться правилам этого нового спорта. Честно скажу, что первый год был для меня откровением. Я увидела людей с разной степенью инвалидности, которые живут рядом с нами. Эти люди находят силы не только жить полной и насыщенной жизнью, но и для того, чтобы тренироваться и достигать успеха и результатов в спорте, у них очень сильный дух, который им движет. Я вижу родителей и членов семьи, которые так же приезжают на соревнования, чтобы подбодрить своих сыновей, дочерей, мужей или жен, так же разделить с ними их победу или подбодрить в не совсем удачные выступления. Они так же, как и их родные живут этим спортом и переживают все моменты, какие нам преподносит жизнь.

Здесь очень большая кропотливая коллективная работа, мало того, что человек хочет развиваться, плюс родители, родные и близкие. Это и тренера, и друзья и те люди, которые устраивают такие мероприятия для людей с ограниченными возможностями.

Я считаю, что это очень великое дело. То, что у нас есть паралимпийские игры, чемпионаты, людям есть для чего жить. Понимаете, все мы разные, но тоже каких-то достижений иногда не хватает. Это легче всего вообще ничего не делать, только жалеть себя. А люди находят в себе силы, они все равно приходят в этот зал и занимаются.

В паралимпийском спорте очень жесткие правила по сравнению со здоровым пауэрлифтингом. Можно сказать, если бы мы судили по здоровому спорту, у нас бы не было баранок (ноль очков). И все были бы медалисты.

Я понимаю, что бывает очень обидно, когда ты получаешь баранку за соревнования, сама получала на своих соревнованиях. Спортсменам бы больше хотелось видеть меня в секретарях, так как я сужу очень жестко. Я вижу, что они на меня обижаются, когда получают красные флажки. Зато через год я замечаю разницу и вижу результат, у них улучшается техника. А для меня это самое главное. Они потом сами понимают, что все-таки судья был прав.

В судействе пятый год. Чтобы стать судьей международной категории, нужно знать английский язык. В прошлом году у нас прошел Чемпионат Мира по Пара пауэрлифтингу в Нур-Султане, и мы прошли все необходимые курсы, подтвердив свои знания сертификатами.

Нас с Олей Прокопишиной считают строгими судьями, и нас всего пока двое среди женщин в казахстанском пара пауэрлифтинге. В пара спорте мало женщин, благодаря гендерной политике Международной федерации, в прошлом году курсы, чтобы стать судьей были бесплатными. Но учиться нужно прилежно. Если не пройдешь тестирование, то и дальше не пройдешь. Это большая ответственность. Но мы все успешно сдали.

ПРО ВОЛОНТЕРСТВО

Мне нравится помогать людям. Как раньше говорили, перевести бабушку через дорогу, уступить место в автобусе. Мы, возможно, еще выросли в Советском Союзе, когда у нас были субботники, тогда была не волонтерская, а пионерская помощь. Поэтому мне нравится это делать.

На соревнованиях часто работаю волонтером. Мне нравится дарить людям радость. Я по своему характеру люблю людей, люблю общаться. Каждый раз новые лица, новое общение, новые встречи. Даже сейчас новенькие появились в данном виде спорта, где-то их подбодришь. На помосте, конечно же, этого не делаю, сужу строго, но зато потом, после соревнований, за помостом – мы совсем другие.